1.1. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина включена в Блок Б.1 «Дисциплины (модули)», раздел Б1.В «Вариативная часть» как дисциплина, установленная вузом, и является обязательной для изучения (Б1.В.ОД «Обязательные дисциплины») в рамках модуля Б1.В.ОД.5. «Дисциплины профиля «Биология».
Цель: формирование представлений о закономерностях функционирования геосистем крупного иерархического ранга в условиях глобального воздействия человека на природу.
Задачи:
1. Изучить особенности геосферы Земли (как глобальной экологической системы).
2. Расширить кругозор студентов об антропогенных воздействиях на глобальную экологичесую систему и их последствии.
3. Определять степень (остроту)экологических ситуаций на разных иерархических уровнях.
4. Обобщить сведения о геоэкологических проблемах из смежных дисциплин (общая экология,основы природопользования, техногенные системы и экологический риск, ресурсоведение, экономика природопользования)
Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих профессиональных компетенций:
– готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
– способностью применять знания основных экологических понятий, принципов и законов, определяющих взаимосвязь живых организмов и их разнообразия с окружающей их средой в профессиональной деятельности (СК-1);
– способностью понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы и пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, к системному анализу локальных, региональных и глобальных экологических проблем (СК-2).
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
– о современном состоянии и принципах устойчивости биосферы и общества;
– теоретические основы землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии;
– методологические подходы решения геоэкологических проблем
– экологические последствия изменения геосфер под влиянием природных и антропогенных факторов;
– теоретические основы ресурсоведения и природопользования;
– основы картографии и ее применения в выявлении и решении геоэкологических проблем.
уметь:
– распознавать экологическую сущность глобальных и региональных процессов в их интегральной взаимосвязи и взаимозависимости;
– применять методы геоэкологических исследований в решении исследовательских и прикладных задач;
– обосновывать методологические подходы решения региональных и глобальных геоэкологических проблем;
– оценивать геоэкологические следствия природных и антропогенных процессов;
– применять методы геоэкологических исследований в решении задач рационального использования природных ресурсов.
владеть:
– анализа региональных и глобальных геоэкологических проблем;
– оценки и решения геоэкологических проблем;
– исследования современных геоэкологических проблем;
– управления экологическим состоянием природных и природно-техногенных систем;
– ресурсоведения и природопользования;
– анализа геоэкологических проблем регионального природопользования.